Главная - Блог - Актуальные форматы в корпоративном обучении
Актуальные форматы в корпоративном обучении

Актуальные форматы в корпоративном обучении

Сегодня мы рассмотрим вопрос форматов в обучении. Узнаем, какие бывают форматы, специфику их назначения и принцип выбора с точки зрения методологии. Итак, как и всегда, в лучших марксистских традициях, сначала определимся с понятиями. Что же за формат такой? Понятно, что «формат» — слово с множественным значением, от формата фотографии, до формата общения. Но нас интересует конкретно «формат», как форма информационного объекта, или форма/метод/способ передачи какой-либо информации.

Теперь хотелось бы отметить очень важный и болезненный для представителей нашей профессии момент: многие специалисты, проектируя обучение, воспринимают формат как некий ограничитель. Начинают мыслить в пределах ограничений того или иного формата, лишая себя тем самым свободы выбора вариантов реализации. И это напрочь извращённая логика, перевёрнутая с ног на голову. Ведь это всего лишь инструмент, который используется применительно к задаче, а не наоборот. Все, как всегда. Проектируя обучение, мы подбираем форматы, наиболее соответствующие конкретной учебной задаче.

Важно понимать, что разнообразие форматов (т.н. «мультиформатность») — это здорово! И чем больший набор инструментов доступен специалисту, тем более гибкой и эффективной будет его реализация. В общем, мысль, которую мы уже говорили, но придется повториться — не бывает плохих форматов у пряморукого методолога!
Поэтому распространённый подход «а давайте сделаем видеокурс и в рамках видеокурса реализуем компетенции на 25 листов ворда убористым текстом» — это порочная практика. Так рассуждать не стоит.

КАКИЕ ЖЕ ФОРМАТЫ ПРЕДЛАГАЕТ НАМ СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ?

В первую очередь — это традиционное очное (правильно говорить – аудиторное) обучение. И это, возможно для кого-то станет неожиданностью — априори интерактивная форма, обеспечивающая высокую степень обратной связи как со всей группой, так и с отдельным участником. Хотя бытует заблуждение, что интерактивный формат — это только про дистанс (да вы с ума сошли, товарищи!)). Рефлексия, модерация и любое иное взаимодействие с группой — это и есть интерактивная форма. В старых книжках по бизнес- тренингам так и писали – тренинг является интерактивной формой обучения, в отличие от лекционного формата. Рекомендую всем ИТшным специалистам по дистанционному обучению внимательно почитать и впредь больше никогда не чудить. А то у нас глаза и уши временами начинают кровоточить и сердце замирает в груди…

Какова же область применения аудиторного обучения в современном мире? Часто можно услышать, что данный формат устарел и вскоре полностью отомрет, как неандертальцы, которых слопали наши нецивилизованные предки (хомо сапиенс). Да, когда-нибудь мы научимся прямой стимуляции нейронных сетей головного мозга и тогда мы все окажемся не у дел. Сделал укольчик с коктейлем из правильно подобранных нейромедиаторов, жахнул током по извилинам – и вуаля, все знания с умениями уже «в коробочке». Все как в Матрице. Но это пока лишь фантастика, пусть уже и вполне научная. Пока же все форматы актуальны и применимы. В том числе и аудиторный. Этот формат оптимален тогда, когда важно в первую очередь сформировать какие-либо умения, навыки в степени высокой применимости в практике. Кстати, умение и навык – это вовсе не одно и то же. При этом тренинги, как формат, часто называют навыковым обучением. Хотя на тренингах, на самом деле, мы имеем дело лишь с формированием уровня – «умения», навыки наши ученики формируют уже после в процессе многократного применения полученных умений.

Это такая профессиональная хохма, связанная с тем, что в английском языке понятия «умение» и «навык» обозначаются одним словом — «skills», и когда отцы корпоративного обучения в нашей стране переводили западную литературу, возникла данная понятийная путаница.
Умение – это сознательное совершение какого-либо действия, а навык – это то же действие, которое мы совершаем абсолютно бессознательно на автоматизме. Связано это с нейронными сетями, в процессе многократного повторения сети повышают свою эффективность (электрическую и химическую проводимость между синапсами), таким образом, наши навыки в буквальном смысле «прорастают» внутри нашего мозга.

Профессиональные же навыки вообще столь впечатываются в мозг, что сохраняются даже при серьезных травматических или дегенеративных нарушениях, когда личность полностью растворилась, а профессиональные навыки функционируют без хозяина – водитель крутит руками воображаемый руль, швея орудует иголкой, а художник рисует, если вложить ему в руку кисть. Таких случаев наука знает достаточно много.

Но что-то мы сильно отвлеклись. Пардоньте, вернемся к нашим несчастным баранам.
Относительно аудиторного формата остается лишь отметить, что он сам по себе довольно разнообразен: тренинг, лекция, интенсив, ворк шоп, мозговой штурм и т.д. С этим вроде немного разобрались, идем дальше.

ВИДЕОФОРМАТ

Теперь о дистансе. И мы снова о видео. Ох уж это видео, никуда от него не деться! Ведь на данный момент это самый распространённый формат. Его популярность, как мы с вами уже говорили ранее, обусловлена тем, что он наиболее очевиден для обывателя и предъявляет меньше всего требований к компетентности, к наличию производственных ресурсов и технического опыта в производстве интерактивных курсов.

Любой может купить камеру, поставить зелёный экран на фон, наснимать говорящую голову, сопроводить достаточным количеством тестов, и потом сказать, что это интерактивный курс. Мы же с вами должны понимать, что тесты – это еще не интерактивный курс, это просто средство контроля усвояемости теоретической информации. Сам по себе процесс смотрения видео диалогового взаимодействия не подразумевает и имеет наименьшую степень интерактивности из возможных – нулевую! А мы уже знаем, чем это может быть чревато.
Для каких учебных задач подходит данный формат? Ответ очевиден. Для микрообучения, когда профиль представлен небольшим количеством относительно простых компетенций (Берешь эту фигню здесь и прикручиваешь ее к вон той фигне вот так. Понял? Ну и все! Теперь повтори и отвали.). Именно поэтому, когда нам нужно выполнить какую-то быстренькую задачку – узнать, как что-то выглядит, как выполнить одно конкретное действие в программе и т.д., мы так часто отправляемся в ютуб. Также видео прекрасно подходит, когда требуется сформировать эмоциональное впечатление, для этого нужно научиться использовать музыкальное сопровождение и иметь хорошее чувство юмора. Кстати, музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на научающую способность контента за счет того, что она изменяет степень внушаемости – воздействует на психику, минуя сознание и определяя до некоторой степени восприятие реальности. А еще какие-нибудь скринкасты частенько применяются в СУЗах (Система Управления Знаниями – каталог служебных инструкций). О видео мы уже говорили раньше, поэтому не будем сильно углубляться.

СЛАЙДОВЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

Широко известная разновидность, используемая для более-менее объёмных обучений. Не станем скрывать, что этот формат является нашим любимым. У него масса преимуществ, главным из которых является то, что этот формат может включать в себя все остальные. Кроме, пожалуй, аудиторного. И то лишь до поры, виртуальная и дополненная реальность однажды это исправят. А пока аудиторку можно пристыковать к курсу в виде посттеоретической практики. Переключили человека в другой вид деятельности, отработали умение, и он возвращается в дистанционный курс или идет применять в работе. Этот цикл и называется – смешенная форма обучения. И она недаром считается самой эффективной.
Сегодня слайдовый формат продолжает считаться на рынке самым дорогим. Хотя это уже далеко не так после того, как появились технологии дополненной и виртуальной реальности.

Стоимость слайдовых курсов потихоньку снижается, они становятся все более доступными, мы тоже вносим в этот процесс свой вклад. Потому что очень часто компании просто не могут потянуть заказ курсов стоимостью по миллиону каждый, когда их требуется несколько, а руководство представления не имеет о том, что это вообще такое и зачем нужно. При этом с помощью слайдового формата достигаются практически любые учебные цели, кроме тренировки умений в той части, которая касается взаимодействия с другими людьми. И то нам вполне по силам коснуться данного процесса на уровне понимания принципов и правил, что тоже немаловажно и может высвободить серьезное количество времени, которое можно потратить на практическую отработку. На выходе такой подход дает очень высокие показатели эффективности обучения, если считать в степени готовности к применению в практике.
Натренировать навыки работы в различных программах, с какими-либо процедурами тоже вполне реально.

Для этого есть симуляторы (не путать со скринкастами, это вообще не обучающий формат, это инструкции, по ним не учатся, по ним делают). Технически это тоже слайдовый формат. Но мы выделим его в отдельный самостоятельный формат.

ЛОНГРИДЫ

Для создания лонгридов можно использовать самые различные технические средства. Те же классические редакторы курсов (в связи с последними событиями некоторых больше с нами нет). К тому же многие идут по самому простому пути и используют тильду или любой другой конструктор сайтов. Ведь что такое лонгрид? Это сайт и есть, желательно с мобильной адаптацией. С назначением тоже всё понятно: многие микрообучения нужно доставлять человеку напрямую в мобильный телефон, а этот формат является наиболее подходящим.

Подходит ли лонгрид для объёмных обучений? Скорее нет, чем да. Конечно, можно организовать это посредством частого переключения с одного формата на другой, «перебрасывая» ученика с курса на какую-то очную активность и обратно. Но это может быть довольно трудозатратно, а если посадить человека за лонгрид, вынуждая изучать в такой форме большой объем материала, эффективность этого формата будет сравнима с эффективностью видео. Настанет момент, когда мозг утомится, концентрация внимания снизится и человек быстро потеряет интерес к данному обучению.

СИМУЛЯЦИЯ РАБОТЫ В ПО

Вкратце уже коснулись. Лучший вариант для отработки умения выполнять различные операции в служебных программах. Преимуществ у данного формата действительно великое множество. В качестве главных выделим: высокую научающую способность, возможность совмещать теорию с практикой, не выходя из режима симуляции, абсолютную безопасность процесса (в отличие от обучения на рабочих версиях программ), высокую степень интерактивности, что исключает выпадение в режим механической деятельности. И еще один немаловажный фактор – это практичность с точки зрения внесения корректировок, ведь программы периодически обновляются и возникает необходимость актуализировать интерфейс в курсе. В случае со скринкастами это весьма проблематично и трудозатратно, а в симуляторе достаточно заменить несколько слайдов и переопубликовать курс.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Печатный аналог тех же скринкастов, он также, как и скринкасты, не является в полной мере обучающим форматом. При этом для СУЗов данный формат, по нашему скромному мнению, остается незаменимым. Человек, имея под рукой инструкцию, выполняет по ней работу и тем самым спустя некоторое количество повторений самостоятельно научится. Это очень удобная, так называемая нативная форма обучения, без отрыва от производства.

При такой форме обучения необходимо учитывать доступность инструкций, ведь сотрудник должен находить их быстро и просто, не отрываясь от рабочего процесса. Сам материал тоже должен быть представлен в удобной для мгновенного применения форме. Не для запоминания, не для осознания, не для анализа, а для выполнения действий прямо здесь и сейчас, что называется, «на ходу».

Простой пример: пришёл клиент, сотрудник оперативно нашёл инструкцию и выполнил по ней какие-то операции. Клиент может даже не заметить, что сотрудник подглядывал в инструкцию. Это идеальный образ результата применения пошаговых инструкций. Но типовой ошибкой является использование инструкций вместо учебников тогда, когда нужно формировать понимание процесса, а не знание его механики. Для этого данный формат совершенно не подходит. А еще из самого названия следует метод изложения материала – пошагово. Когда-то меня учил один из РУЦев следующей эталонной структуре пошаговой инструкции, где каждый шаг состоял из трех составляющих: АКТУАЛИЗАЦИЯ – объясняем человеку, где он и зачем он здесь, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ – скриншот с отметками необходимых действий (чаще всего обводки с цифрами) и ДЕТАЛИЗАЦИЯ – действия, которые мы пронумеровали на скриншоте с какими-то пояснениями.