Главная - Блог - Сторителлинг в корпоративных курсах дистанционного обучения
Сторителлинг в корпоративных курсах дистанционного обучения

Сторителлинг в корпоративных курсах дистанционного обучения

Для начала, по старой марксисткой традиции, давайте определимся с понятиями. Что это за зверь вообще такой этот «Сторителлинг»?

Сторителлинг (англ. story + telling — рассказывать историю) – история, имеющая сюжетную линию (сторилайн), в которую упаковывается информация, определенная конкретной учебной целью.

Сегодня мы слышим о сторителлинге из каждого утюга, но часто воспринимаем его как некий магический прием, ключевая цель которого — сделать обучение интересным и тем самым повысить вовлеченность учеников. Но учебное подразделение не выполняет развлекательные функции. Интерес и вовлеченность учеников для нас не цель, а лишь средства. Целью же, как и всегда являются знания или умения.

Вот и сторителлинг не самоцель, целью сторителлинга является упаковать знания в историю так, чтобы она воспринималась эмоционально, воздействовала через ощущения и вовлекала, как будто мы сами непроизвольно становимся героями этой истории.

Сама же история имеет право на существование ТОЛЬКО в рамках учебной задачи. Сама по себе она не имеет смысла, так как это получится не учебный контент, а очередное художественное произведение и это является главной типовой ошибкой в сфере корпоративного обучения, которое допускают применяя метод сторителлинга.

При этом, в истории невозможно обойтись без завязки, основной части, развязки. Мы знаем об этом еще со школьной программы. И все это должно реализовываться в единый логически верный нарратив.

А это еще что за зверь?

Наррати́в (англ. и фр. narrative ← лат. narrare «рассказывать, повествовать») — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности фактов и событий.

Учебных задач великое множество, но так или иначе любой бизнес имеет некоторые типовые процессы. В связи с чем, возникает набор типовых историй, которые можно использовать. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

ВИРТУАЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА

В случае если речь идет о каком-либо вводном обучении, например, из группы «Welcome» (ознакомительная группа, в которую входит перечень неких мероприятий, с которыми сталкивается новый сотрудник — знакомство с компанией, стажировка, интеграция) классической историей в таком случае будет история с названием – «Виртуальная стажировка».

Главный герой курса проходит стажировку в компании. Под руководством персонажа-наставника ему предстоит последовательно, переходя от блока к блоку, получить всю необходимую информацию и выполнить все контрольные задания. Задача истории, в данном случае, продемонстрировать процесс стажировки в дистанционном курсе так, чтобы ученик угадывал себя в главном герое. Таким образом, у обучаемого возникает возможность полностью погрузиться в процесс происходящих событий, ассоциируя себя с виртуальным персонажем. Важно понимать, что ключевая задача методолога в данном случае заключается в угадывании и проработке страхов, мотивов и ценных инсайтов, которые будут у учеников, для того чтобы отзеркалить их посредством персонажей.

СЕКРЕТ ПРОДАЖ НА МИЛЛИОН

История для любого торгующего персонала.
Главный герой курса неожиданно для себя осознает, что зарабатывает значительно меньше своих коллег. Герой задается целью – во что бы то ни стало узнать, в чем же секрет продаж на миллион. Он обращается за советом к своему более опытному коллеге-наставнику. Далее снова под руководством персонажа-наставника ему предстоит последовательно, переходя от блока к блоку, получить всю необходимую информацию и выполнить все контрольные задания.
В финале истории главный герой становится лучшим специалистом своего отдела по результатам продаж, зарабатывает больше всех, дает советы начинающим коллегам.

ДЕТЕКТИВ

Данный прием применяется в том случае, если речь идет о неких soft skills (к soft skills и hard skills мы еще вернемся в наших следующих публикациях), таких как:

— корпоративные ценности
— корпоративная этика
— корпоративные компетенции

Сюжет истории основан на том, что главные герои замечают, что в их компании пропадает предмет обучения (соответствие ценностям, правила деловой этики и т.д.). Пропажа мгновенно привела компанию к тому, что коллектив разрознен, утратилось понимание общих ценностей, нет слаженности в работе, клиенты недовольны сервисом компании, что в совокупности привело к убыточному положению бизнеса на рынке. Главные герои делают вывод, что необходимо срочно менять ситуацию и начинают свое расследование.

Важно понимать, что в зависимости от поставленных целей будет изменяться развитие сюжета расследования, но от этого не изменится ход самого расследования. Главные герои в процессе обучения будут выступать в роли детективов на протяжении всего пути к разгадке таинственного исчезновения. Наблюдая, анализируя ситуации, делая выводы, у них будет формироваться понимание не только правил и требований, но и их ценности.

ПРОЧИЕ ВАРИАНТЫ

Истории, рассмотренные выше, являются типовыми, но далеко не единственными. Порой возникает необходимость разработать историю под конкретную специфику бизнеса или задачи. И здесь открывается простор для фантазии, но важно не потерять на этих просторах здравый смысл.

Если историю необходимо адаптировать под специфику компании с очень консервативной корпоративной культурой, то, скорее всего, история о том, как космические корабли бороздили просторы вселенной в поисках архиважной информации им не зайдет….

В качестве примера можем привести личный опыт сотрудничества с крупной автомобильной компанией, которой мы на начальном этапе разработки электронных курсов предлагали обучение в сюжете, когда персонажем-наставником был представитель автоботов из серии фильмов о трансформерах. Нам казалось, что такой формат отлично будет сочетаться со спецификой бизнеса компании, но мы не угадали, Бизнес покрутил пальцем у виска, ссылаясь на то, что «Вы че о***нели? У нас вообще-то серьезная компания».

В то же время, какая-нибудь IT-компания, с более молодежной корпоративной культурой, сама попросила бы разработать обучающие курсы с историей в сюжете звездных воинов. Где бы герои боролись со злом и спасали планету. (примечание автора: «Переходите на светлую сторону знаний»! )

Возвращаясь к тому, с чего мы начали, самое главное в этом деле избежать истории ради истории, учитывать специфику бизнеса в целом и конкретную задачу в частности. А еще, важно постараться сделать истории как можно компактней, с целью оптимального использования времени учащихся. Иначе это будет восприниматься как чуждое.

На этом сегодня все, будем рады критике и кейсам из вашего опыта.